В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв — 10. Согласных букв - 21.
Гласных звуков - 6. Согласных звуков - 36.
Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.
Гласные звуки и буквы
1. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
2. Гласные образуют слог.
3. Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
4. Гласные Я, Ё, Ю, Е, И обозначают мягкость согласных звуков.
5. Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после разделительных Ь, Ъ.
Согласные звуки и буквы
1. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.
2. Согласные без гласных не образуют слога.
3. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звон¬кими и глухими.
4. Непарные звонкие, сонорные: Л, М, Н, Р, Й .
5. Парные звонкие и глухие согласные: Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т,3-С, Ж-Ш.
6. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.
7. Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.
8. Всегда мягкие согласные: Ч, Щ, Й.
9. Ь, Ъ - не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звука не обозначают.
Схема: «Место звука в слове» 1 2 3
1 - НАЧАЛО СЛОВА
2 - СЕРЕДИНА СЛОВА
3 - КОНЕЦ СЛОВА
(КОЛИЧЕСВТО КЛЕТОЧЕК В СХЕМЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ В СЛОВЕ)
Если ГЛАСНЫЙ ЗВУК, то соответствующую клеточку закрашиваем КРАСНЫМ ЦВЕТОМ
Если ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК, то соответствующую клеточку закрашиваем СИНИМ ЦВЕТОМ.
Если МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК, то соответствующую клеточку закрашиваем ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ.
Схема: «Разбор слова по звукам»
(звуковая схема слова)
1. Разбор слова по звукам проводится на слух.
2. Записывается в графическую схему в виде квадратиков или кружочков.
3. Количество квадратиков или кружочков не зависит от количества букв, но зависит от количества звуков, которые мы слышим в слове
Рассмотрим слово: КНИГА
[К] – согласный звук, твердый, обозначаем на схеме
СИНИМ ЦВЕТОМ.
[Н`] – согласный звук, мягкий, обозначаем
ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ.
[И] – гласный звук, обозначаем
КРАСНЫМ ЦВЕТОМ.
[Г] – согласный звук, твердый, обозначаем
СИНИМ ЦВЕТОМ.
[А] – гласный звук, обозначаем
КРАСНЫМ ЦВЕТОМ.
![]() |
||
![]() |
![]() |
Почему детям необходимо читать
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Список интересных книг для детей
Аксаков С.«Аленький цветочек». Александрова Т. «Домовой Кузя». Алешковский Ю. «Кыш и Двапортфеля». Андерсен Г. «Сказки». Бабич И. «Мои знакомые звери» Балинт А. «ГномГномыч иИзюмка» Бианки В. «Лесные были и небылицы». Братья Гримм «Сказки». Булычев К.«Приключения Алисы». Волков А. «Волшебник изумрудного города». Гаршин В. «Лягушка-путешественница». Голявкин В. «Тетрадки под дождем» Гофман Э.«Щелкунчик и мышиный король». Грэм К. «Ветер в ивах». Губарев В.«Королевство кривых зеркал». Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или туда и обратно». Ершов П. «Конёк-горбунок». Железников В. «Жизнь и приключения чудака» |
Житков Б. «Что я видел». Иванов А.«Приключения Хомы и Суслика». Катаев В. «Цветик-семицветик». Киплинг Р. «Сказки». Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова». Кротов В.«Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия» Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон», «Пеппи-Длинный чулок». Носов Н. «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей». Остер Г. «Вредные советы». Пантелеев Л. «Две лягушки». Памела Треверс «Мэри Поппинс». Родари Дж. «Приключения Чиполлино». Сотник Ю. «Как я был самостоятельным». Томин Ю. «Шел по городу волшебник». Хармс Д.«Стихи для детей». Хайт А. «Приключения кота Леопольда». Шварц Е. «Сказки». Шарль Перро «Сказки». Фольклор. |